Российские железные дороги (РЖД) занимают монопольное положение на рынке железнодорожных перевозок страны. Рассмотрим основные причины и последствия такой ситуации.

Содержание

Причины монопольного положения РЖД

  • Историческое наследие. Единая железнодорожная система досталась от СССР.
  • Государственная собственность. 100% акций РЖД принадлежат государству.
  • Высокие входные барьеры. Огромные капитальные затраты на создание альтернативной сети.
  • Экономическая целесообразность. Единое управление инфраструктурой снижает издержки.

Сферы монополии РЖД

Направление деятельностиСтепень контроля
Инфраструктура путейПолный контроль над основной сетью
Грузовые перевозкиДоминирующее положение (85% рынка)
Пассажирские перевозкиПрактически полная монополия
Ремонтная базаКонтроль основных мощностей

Последствия монополии РЖД

  1. Централизованное управление всей сетью
  2. Отсутствие реальной конкуренции на рынке
  3. Государственный контроль над тарифной политикой
  4. Сложности для частных операторов
  5. Единые стандарты обслуживания

Попытки демонополизации отрасли

С 2003 года проводится реформа, предполагающая разделение функций перевозчика и владельца инфраструктуры, однако РЖД сохраняет ключевые позиции в отрасли.

Перспективы развития конкуренции

В перспективе возможно появление независимых операторов на отдельных направлениях, однако полная ликвидация монополии РЖД в обозримом будущем маловероятна.

Другие статьи

Как узнать есть ли медицинская книжка и прочее